Игорь Смирнов рассказал о Наталье Ковалевой и о том, как создавали школу №2

Общество
12 июля 2019 16:01
1067

Летние каникулы в разгаре, экзамены сданы, учителя и дети отдыхают. Игорь Борисович Смирнов предлагает читателям газеты «Гатчина-ИНФО» новый «учебный» очерк – на этот раз о Наталии Ковалёвой и истории гатчинской школы №2.

«У меня было замечательное детство», — вспоминает Наталья Владимировна. «Я с удовольствием училась в своей родной Волосовской средней школе, меня избирали председателем Совета пионерской дружины, и я всегда была в центре общественной жизни». После окончания девятого класса Наташа поступила в Гатчинское педагогическое училище, где с 1970 по 1974 год осваивала азы педагогической профессии – учителя начальных классов и старшей пионерской вожатой. После окончания педучилища ее приняли на работу в среднюю школу № 4, где она проработала старшей вожатой 3 года. Работали они в тандеме с Виктором Васильевичем Ломакиным, который в то время тоже был старшим вожатым – только «по
комсомолу». За эти 3 года Наталья Владимировна заочно окончила Череповецкий педагогический институт по специальности «русский язык и литература» и стала преподавать этот предмет в школе с 5 по 10 класс. С благодарностью вспоминает она своих наставников в школе № 4 – Тамару Тимофеевну Шока, Валентину Александровну Полякову, Веру Павловну Шарапенкову, которые способствовали её становлению как учителя.
В 1986 году в Гатчине в микрорайоне «Аэродром» распахнула двери новая школа – средняя школа №2. Директором образовательного учреждения был назначен Виктор Васильевич Ломакин. Он и пригласил Наталью Владимировну в новую школу на должность организатора внеклассной и внешкольной работы. «Это был самый сложный, но и самый значимый для всех нас период работы. Мы все были молоды, с энтузиазмом взялись за оснащение нового здания, за формирование дружного коллектива учителей и учащихся. Все пришли из разных учебных заведений, как ученики, так и учителя. Надо было много поработать, чтобы из этих многочисленных и разрозненных элементов создать свой особенный школьный коллектив».
«Пришли из старых тесных школьных зданий, а тут – совсем другие условия труда: у каждого учителя свой учебный кабинет, просторный, с широкими окнами, с новой школьной мебелью. Получили новое оборудование из «Учколлектора», чем очень гордились. Но и проблем тоже было много: школа большая, поначалу всех детей не знали, а анонимность порождает и вседозволенность, и безнаказанность. Но вот создали свой дежурный отряд «Дзержинец», в который вошли мальчишки, они и осуществляли дежурство по школе и следили за соблюдением дисциплины в течение учебного дня. Руководил деятельностью «Дзержинца» военрук Владимир Борисович Сурков».
Тот период становления нового образовательного учреждения стал успешным именно благодаря самоотверженным действиям многих работников школы и помощи родителей учеников. Первые удары хозяйственной судьбы выдержали завхоз школы Антонина Ивановна Шапран и её супруг, учитель технического труда Николай Фёдорович Шапран. Огромные фуры с мебелью, в авральном порядке прибывавшие накануне открытия школы, надо было кому-то разгружать. Виктор Васильевич сам ходил по квартирам, просил родителей о помощи. Откликнулся тренер по велоспорту Анатолий Александрович Пугачев и ребята из его спортивной секции – они разгружали автомобили с прицепами, разносили мебель в школе на трёх этажах.
Виктор Васильевич умел найти подход к каждому человеку: улыбчивый, дружелюбный, всегда с шуткой, он умел улаживать, порой, казалось бы, неразрешимые конфликты. Благодаря личности директора каждый член коллектива чувствовал свою защищенность, в школе никогда не было текучести кадров.
Виктор Васильевич доверял детям, с уважением к ним относился, никогда не стоял «над учениками». Двери его кабинета были всегда открыты как для учителей, так и для учащихся. В те годы в просвещении был актуален лозунг «педагогики сотрудничества». В школе № 2 его осуществлял именно директор, воплощавший идеи этого направления во время Перестройки в повседневную жизнь школы. Наталья Владимировна вспоминает: «Он был генератором идей, которые для многих казались неосуществимыми, иногда воспринимались как нечто фантастическое. А прошло 30 лет, и мы можем сказать, что Виктор Васильевич был большим провидцем и предвосхитил развитие школы в России на много лет вперед. Такие темы, как укрупнение образовательных учреждений, создание комплексов «школа — детский сад», центров образования, взаимодействие учреждений дополнительного образования со школами, централизованное тестирование учащихся как прообраз ЕГЭ – всё это было в наших планах развития уже в конце 80-х-начале 90-х годов».
Полный текст очерка вы можете прочитать в газете «Гатчина-Инфо» от 11 июля.